Ускользающая красота |
И господин и дама — тот Б. Ахмадулина Бывают утраты, которые саднят долго-долго после ухода человека. Казалось бы, проходит время, а рана не заживает, зияет по-прежнему... Вот это ощущение не оставляет с уходом Беллы Ахмадулиной, Прекрасной Дамы русской поэзии. Её восхитительный облик, неповторимые интонации голоса, её стихи и проза составляли такое гармоническое единство, какое согласуется только с личностью классического масштаба. Даже ее загадочность и двойственность, о которых вспоминают близко знавшие ее люди, вписываются для меня в это определение. Она была «иная», сознававшая свое инобытие и с ним соглашавшаяся. Вдруг новое явилось существо. Спугнувший горб и перепонки лап, Пришлось гасить сверканье чешуи, Ознобно ждать, чтобы чужак ушел, Эта пространная цитата из стихотворения «Гряда камней», написанного в поселке Репино в 1985 году. Белла Ахмадулина жила в Доме творчества композиторов неоднократно, и Карельский перешеек обязан ей дивными циклами стихов. Ахмадулина москвичка, но странным образом тонкая поэтичность ее облика и творчества рифмуется с Петербургом, который она любила, писала о нем («но возвращался, как домой, // в простор меж небом и Невой») и в котором часто бывала. Она говорила, что ее «влечет старинный слог». Город, ставший мифом России, пронизанный классической культурой, возможно, подпитывал ее творчество больше, чем динамичная современная Москва. И побережье Финского залива, окраина империи, северная туманная красота этих прохладных мест возбуждали ее воображение. Выступление Беллы Ахмадулиной на Ахматовском празднике. Фото Марины Ларионовой. 2008 г. В апреле этого года Белле Ахмадулиной исполнилось бы 75 лет. Она ушла, сохранив свою изысканную красоту и неповторимый голос. Об этом вспоминали 10 апреля на вечере памяти поэта в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Зал был переполнен, мест не хватало. Вел вечер муж Ахмадулиной художник Борис Мессерер. Вспоминали о ней многие с любовью и печалью. Среди выступавших были Андрей Битов и Александр Кушнер, Леонид Десятников и Жанна Андреева. Прозвучал вокальный цикл Микаэла Таривердиева на стихи Ахмадулиной в исполнении Юлии Корпачевой (сопрано) и Алексея Гориболя (фортепиано). А.Гориболь, лично много лет знавший и любивший Ахмадулину, исполнил в ее память чудесную пьесу Эдварда Грига «Одинокий странник». Стихи Ахмадулиной читали артисты Леонид Мозговой, Ксения Раппопорт, Полина Толстун. Чтение было прекрасным, но ничто пока не может заменить уникальный голос и манеру самой Беллы Ахмадулиной. Когда зазвучал с экрана ее голос, чарующий и странный, то хотелось только снова и снова слушать ее саму. И я вспомнила, когда слышала этот голос в последний раз. Борис Мессерер, Белла Ахмадулина, Валерий Попов. Фото Марины Ларионовой 2008 г. В 2008 году Белла Ахатовна участвовала в Ахматовском празднике в поселке Комарово. Сохранились фотографии, где мы видим ее такой прекрасной, такой живой! Мы знали, что она была уже серьезно больна, на сцену поднималась с трудом, ей помогали. Возникло опасение — как она будет читать стихи в таком состоянии? Никакой книги в ее руках не было. И вот она начала читать наизусть стихи, посвященные Ахматовой и этим местам. Вытянувшись в струну, запрокинув голову, своим нежным поющим голосом она читала, ни разу не сбившись, так, словно груз лет оставил ее. Это было потрясение. Мне приходилось бывать на ее вечерах, видеть и слышать ее на протяжении тридцати лет. И я увидела в этот раз, как на сцене человека заменяет его гений, как слабая оболочка молодеет и наполняется какой-то иной силой и торжествует над немощью. Потом мы зашли в «Ахматовскую будку», где Белла Ахатовна отдыхала после чтения, чтобы поблагодарить ее и взять автографы для библиотеки. На нас смотрели яркие темные глаза, очень живые и блестящие, а она в это время уже плохо видела и подписывала книги с помощью направляющей руки. От нее исходило ощущение красоты и значительности, большого обаяния, но, глядя на нее, утомленную, расслабленную, невозможно было поверить, что еще несколько минут назад она с такой властной силой читала стихи и выглядела совсем молодой. Этот вечер навсегда оставил мне ее неповторимый образ и загадку ее гения, над которым она сама размышляла в стихотворении «Гряда камней»: Воздвигнув на заглавном валуне Комаровский некрополь. У могилы Анны Ахматовой. Фото Марины Ларионовой. 2008 г. Эту гряду камней, воспетую поэтом, мы можем видеть, гуляя по побережью залива напротив Дома творчества композиторов в Репино. Дача, о которой она писала в стихотворении «Дом с башней», к счастью, сохранилась (ее недавно бережно перебрали и восстановили, показав пример того, как можно обращаться с деревянными памятниками прошлого), сохранились фотографии, видеопленки с ее интервью на побережье, живы люди, знавшие Беллу Ахмадулину. Ее поэзия перекинула мост от традиции русской поэзии 19-го века в век 21-й, осуществляя связь времен и одухотворяя нашу жизнь счастливой способностью видеть великое в малом. Под ее пером оживала память о прошлом и утверждались главные ценности благородного существования: Я знаю истину простую: Всегда быть не хитрей, чем дети, Комаровский автограф. Фото Марины Ларионовой. 2008 г. Будем же навечно благодарны за это Белле Ахатовне Ахмадулиной. Ирина Снеговая |